- ампир
Здание Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Здание Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Фрагмент фасада.
Ампир.
Санкт-Петербург.ампир (от французского empire, буквально — империя), стиль в архитектуре первой четверти XIX в., завершивший эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, опирался на художественное наследие архаической Греции, императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир впитал в себя также древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. д.). Первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII—XIX вв. В России, главным образом в Петербурге, ампир стал в 1810—30-е гг. выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в крупнейших градостроительных ансамблях (улица Зодчего Росси, Стрелка Васильевского острова, площадь Островского, площадь Искусств), общественных зданиях (Казанский собор, Адмиралтейство, Биржа, Большой драматический театр, здание Главного штаба, казармы Павловского полка, Спасо-Преображенский собор, Троицкий собор, Московские триумфальные ворота, Нарвские триумфальные ворота), монументальной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. В стиле ампир работали выдающиеся зодчие: A. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Б. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов и др.
Литература:
Некрасов А. И., Русский ампир, М., 1935.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.